Обслуживание кондиционера в машине

Обслуживание кондиционера в машине

Дата: 11.06.2019

Практически каждый современный автомобиль комплектуется кондиционером. Хоть эта система непосредственно и не влияет на работу узлов машины, переоценить ее наличие очень сложно. Да, без кондиционера автомобиль может работать и выполнять свою функцию, но как будут чувствовать себя пассажиры и водитель в жаркую погоду? Наличие кондиционера позволит быстро охладить салон автомобиля до комфортной температуры, обеспечив нормальный климат во время поездки. Система кондиционирования автомобиля представляет собой достаточно сложный узел, требующий периодического контроля и технического обслуживания. После каждого летнего сезона эта система нуждается в соответствующем обслуживании, чтобы на следующий год снова дарить прохладу и комфорт. Кроме прохлады летом, кондиционер позволит эффективно справляться с запотеванием стекол в зимнее время, поэтому важно всегда держать его в исправном состоянии.

Как устроен автомобильный кондиционер

Автомобильные кондиционеры функционируют по принципу обычных холодильников, но имеют несколько иную конструкцию.

Охладительная система современных машин включает следующие элементы:

  • ресивер-осушитель;
  • вентилятор;
  • конденсатор;
  • испаритель;
  • терморегулирующий вентиль;
  • трубки, соединяющие все эти элементы в единый герметичный узел.

Чтобы кондиционер охлаждал внутреннее пространство салона, его герметичная система заправляется рабочей жидкостью, которая представляет собой смесь масла, растворенного в жидком фреоне, и хладагента. В роли хладагента выступает фреон состава R-134a.

Нормальная работа кондиционера будет возможна в том случае, когда в герметичной системе обеспечивается требуемое давление. Его величина контролируется посредством датчиков, подключенных к электронному блоку управления. Как показывает практика использования автомобильных кондиционеров, их ремонт наиболее часто связан именно с утечкой хладагента и его недостаточным давлением в системе.

Распространенные проблемы, их причины

К наиболее частым причинам, которые приводят к необходимости обслуживания и ремонта кондиционера, относятся:

  • недостаточная вентиляция прохладного воздуха;
  • медленное снижение температуры в салоне;
  • неприятные запахи из системы кондиционирования;
  • другие неисправности.

Перечисленные проблемы легко и недорого решаются, если их своевременно выявить и постараться сразу устранить. Затягивание с техническим обслуживанием приведет к дорогостоящему ремонту.

Плохая вентиляция

Основной причиной недостаточной вентиляции охлажденного воздуха является банальное засорение салонного фильтра. Его обязательно следует менять каждые 15 тыс. километров пробега, а при эксплуатации автомобиля в сильно запыленных условиях – через каждые 10 тыс. пробега.

Еще одна причина, которая приводит к снижению интенсивности вентиляции воздуха, является недостаточное натяжение ремня компрессора. Достаточно заменить ремень новым и ситуация будет исправлена.

Низкая интенсивность охлаждения

Медленное снижение температуры связано с загрязнениями конденсатора (находится сразу за радиатором) и испарителя. Обслуживание кондиционера в этом случае будет связано с удалением грязи, которое проводится щеткой или струей сжатого воздуха. Дополнительно рекомендуется проверить ребра охлаждения на предмет наличия механических повреждений, которые могут вызвать разгерметизацию системы.

Неприятные запахи

Неприятный запах, который распространяется из воздухоотводов, связан с застоявшимся воздухом, в котором могут активно развиваться и размножаться различные микроорганизмы, бактерии и плесень. Чтобы исключить появления запаха, следует периодически запускать систему кондиционирования на проветривание (даже в зимнее время). Также эффективными являются специальные антибактериальные составы, используемые для очистки воздуховодов кондиционера. Их можно приобрести в обычном автомагазине или на авторынке.

Специальный химический состав вводится в отверстия воздухозаборника, что способствует его распространению ко всем внутренним элементам системы кондиционирования. Благодаря этому выполняется дезинфицирующая и антибактериальная обработка всех деталей, своевременное проведение которой позволит исключить появление неприятных запахов.

Другие неисправности

Трубки и места соединения со временем изнашиваются и в них могут появиться микротрещины, через которые проходит утечка хладагента. Проверка возможной утечки осуществляется посредством специальных веществ-индикаторов, которые добавляются в хладагент. В случае выявления разгерметизации охладительной системы может потребоваться замена ресивера-осушителя.

Наиболее дорогой ремонт кондиционера связан с выходом из строя его компрессора. Неисправность проявляется в виде сильных шумов, которые издаются подшипником шкива. При выявлении подобных шумов кондиционер должен сразу отключаться и в сжатые сроки выполняться его ремонт. Затягивание с обслуживанием приведет к капитальному ремонту.

Очень часто наблюдаются неисправности, заключающиеся в том, что компрессор отказывается запускаться при положительной температуре внешней среды. Зачастую это связано с плохими электрическими контактами или повреждениями проводки. Чтобы устранить поломку потребуется тщательная диагностика электрической подсистемы кондиционера. Еще одной причиной отказа запуска компрессора является недостаточное давление в системе кондиционирования, что может быть связано с утечкой хладагента.

Нюансы обслуживания автомобильных кондиционеров

Правильная эксплуатация кондиционеров позволит пользоваться этими устройствами на протяжении многих лет без потребности серьезного ремонта. Важно периодически включать кондиционер, хотя бы на пару минут – это касается и зимнего времени. При исправности кондиционера холодный воздух из воздухозаборников пойдет через пару минут после включения системы. Включению кондиционера также свидетельствуют и увеличенные обороты двигателя, о чем можно судить по тахометру.

Особое внимание следует уделять своевременной заправке кондиционера. Она должна выполняться один раз в 1-2 года. Эта процедура позволит пополнить объем хладагента, который может улетучиваться через некачественные резиновые уплотнители, используемые в местах соединений отдельных элементов. Заправка должна выполняться на специальных СТО с применением соответствующего оборудования. Неправильное выполнение этой процедуры может привести к дорогостоящему ремонту.

Перед началом холодов или весной систему кондиционирования следует обязательно проверять. Важно очистить радиатор и конденсатор от накопившейся пыли, насекомых, заменить салонный фильтр.