Шиномонтаж. Тонкости обслуживания.

Шиномонтаж. Тонкости обслуживания.

Дата: 11.01.2020

Смена шин – это обязательная процедура, с которой сталкивается каждый автолюбитель хотя бы два раза в год. Речь идет о периодической сезонной замене летних/зимних шин по окончании соответствующего срока. На сегодня самостоятельно демонтаж/монтаж покрышек уже никто не делает – «дедовский» способ с монтировкой давно в прошлом. Современные шиномонтажные станки и балансировочные установки позволяют выполнять эту процедуру быстро и качественно.

Процесс шиномонтажа достаточно прост, а наличие соответствующего оборудования максимально его автоматизирует. Несмотря на это, в процессе смены шин достаточно часто допускаются ошибки, которые могут привести не только к повреждениям колеса, а и аварийной ситуации на дороге.

Какие процедуры предусмотрены при замене покрышек?

Шиномонтаж – это последовательность определенных действий, выполняемых механиком с помощью специального инструмента и оборудования:

  • подъем машины;
  • снятие колеса;
  • демонтаж покрышки;
  • установка новой шины;
  • накачивание колеса;
  • балансировка;
  • монтаж колеса на ось.

Рассмотрим особенности каждого из перечисленных процессов и ошибки, которые при этом могут случаться.

Подъем машины

Оптимальным вариантом для подъема автомобиля является подъемник. Он быстро приподнимет машину на нужную высоту, у механика будет достаточно места для работы. Использование домкрата – это не самый лучший вариант. Он предназначен для работы в полевых условиях, когда нужно заменить поврежденное колесо. Поскольку неправильная установка домкрата может привести к повреждению порогов автомобиля, а также травмировать механика, по этому им пользуются редко.

Демонтаж колеса

Даже такая простая процедура, как откручивание гайки, может вызвать серьезные проблемы. Механики шиномонтажных станций, в основном, пользуются пневматическими гайковертами, что не всегда оправдано. Например, для гаек под внутренний шестигранник гайковерты лучше не использовать – очень легко повредить грани. В этом случае лучше работать ключом, тогда механик будет чувствовать момент начала срыва граней и сможет вовремя предупредить этот нежелательный дефект. Когда в плотно затянутой гайке начинают срываться грани, пользуются специальной битой. Если допустить срыв гайки, утопленной в диск, открутить ее без повреждений самого диска будет очень сложно.

Демонтаж шины

Чтобы разбортировать колесо используется специальный станок. Изначально выполняется отделение боковины покрышки от диска посредством пневматического пресса. Далее, разместив диск на вращающейся план-шайбе и используя специальную лапу с монтажной лопаткой, производится последующая процедура демонтажа.

При неправильной установке лапы можно сильно поцарапать диск и привести его в негодность. Если внутри диска располагаются датчики давления воздуха в шинах, нельзя начинать разбортировку с того места, где они расположены – это может привести к их поломке.

Монтаж шины

Перед тем, как установить покрышку на диск, следует провести его тщательный визуальный осмотр на предмет наличия дефектов и повреждений. Важно хорошо очистить поверхность покрышки, которая контактирует с диском. Перед монтажом покрышки она смазывается специальной жидкостью, чтобы обеспечить необходимую герметизацию бескамерной шины.

Часто покрышки имеют направленный протектор, поэтому важно правильно их ориентировать относительно направления вращения колеса. Резина может иметь внутреннюю (Inside) или внешнюю (Outside) сторону, что также важно учитывать.

Осматривая диски, следует особое внимание уделить воздушным вентилям, особенно с резиновой основой. В процессе эксплуатации они изнашиваются и трескаются. Это приводит к утечке воздуха из шины и падения в ней давления.

Накачивание колеса

Накачать шину воздухом очень просто, но и тут могут быть проблемы. В процессе накачивания важно создать в колесе давление, рекомендуемое заводом-производителем. Если шину перекачать, машина будет очень жесткой и возрастает вероятность разрыва покрышки давлением. Важно помнить, что при колебании температурного режима внешней среды давление в шинах также может меняться. Чтобы минимизировать этот эффект, шины рекомендуют накачивать не обычным воздухом, а инертным газом. Если шину плохо накачать, то ухудшается управление автомобилем и ускоряется износ протектора покрышки.

Балансировка

Чтобы сделать качественную балансировку колеса и исключить его биение во время движения, изначально нужно удалить застрявшие в протекторе покрышки крупные камни (если покрышки уже использовались ранее). Наличие камней приведет к неточной балансировке и когда они выпадут из покрышки, колесо снова будет разбалансировано.

Процесс балансировки выполняется на специальных станках, на которых изначально нужно задать все требуемые параметры: тип диска, его ширину и вылет, диаметр, прочее. Есть оборудование, которое может автоматически определять перечисленные параметры. Важно правильно устанавливать балансиры (грузики) – на одной стороне они должны располагаться в одной точке, а не быть разбросанными по окружности.

Чтобы не испортить внешний вид диска, следует пользоваться самоклеющимися грузиками. Предпочтение нужно отдавать алюминиевым пластинкам, а не стальным. Последние хотя и стоят дешевле, зато не могут плотно прилегать к диску, что вскоре приводит к их отрыванию и разбалансировке колеса.

Чтобы гарантировать высокую точность балансировки станки следует периодически поверять. Калибровка станка позволит обеспечить высокое качество балансировки и исключит биение колес на высоких скоростях.

Установка колеса

Казалось бы простая процедура может привести к серьезным повреждениям крепежного узла, если ее делать неправильно. Например, криво посаженная гайка, закрученная гайковертом, приведет к тому, что будет повреждена резьба на шпильке и на самой гайке. Часто работа гайковертом заканчивается деформированием посадочной шпильки или ее проворачиванию внутри ступицы. Деформированная или сломанная шпилька может привести к тому, что колесо во время движения отвалится – а это серьезная опасность как для владельца поврежденного автомобиля, так и других участников дорожного движения.

Плохо затянутые гайки могут привести к тому, что колесо, со временем, откручивается и слетает с посадочного места в процессе движения. Чтобы исключить перечисленные неприятности нужно сначала наживить гайку руками и проверить свободно ли она закручивается. Далее ее затягивают гайковертом до конца шпильки. Финальное затягивание делается вручную, используя соответствующий ключ.

Дополнительные услуги

Шиномонтаж можно совмещать с еще одной необходимой процедурой – проверка состояния ходовой части. Если автомобиль обслуживается на подъемнике сделать это очень просто – водитель даже сам может визуально осмотреть состояние узлов ходовой части. Учитывая, что замену покрышек делают перед зимним периодом и после него, осмотр подвески делать попросту необходимо.

Заключение

Чтобы не попасть в неприятную историю и обезопасить себя на дороге, такую, казалось бы, простую процедуру, как шиномонтаж следует выполнять на специализированном сервисе. Опытные механики, наличие соответствующего инвентаря и спецоборудования позволят выполнить обслуживание вашего автомобиля быстро и качественно.