Замена масла в АКПП

Замена масла в АКПП

Дата: 18.06.2019

Автоматическая коробка передач является сложным высокотехнологичным агрегатом, который требует надлежащего ухода и обслуживания. Ключевым фактором нормальной и продолжительной работы коробки является ее масло. От его качества зависит нормальное функционирование агрегата, состояние его конструкционных элементов и вероятность поломки.

Нужно ли менять масло в АКПП

Многие производители коробок-автоматов утверждают, что заливаемое на заводе масло рассчитано на срок использования, который равен эксплуатационному периоду самой коробки. При этом указывается один нюанс, что автоматическая коробка должна эксплуатироваться не в тяжелых условиях эксплуатации, под которыми подразумевают:

длительные поездки в пробках; недостаточное охлаждение масла; продолжительная езда на высоких оборотах двигателя; пробуксовка колес; длительные поездки по бездорожью.

В условиях отечественных, не всегда качественных дорог, с частыми пробками, коробки-автоматы практически всегда работают в тяжелых условиях. Поэтому, замена масла для них не просто нужна, а в некоторых случаях и обязательна. Важно только правильно выполнять эту процедуру.

Какую роль играет масло в АКПП

Если в механической коробке масло требуется для смазывания трущихся деталей, то в автоматах эта рабочая жидкость выполняет больше функций. Масло в АКПП обеспечивает:

  • охлаждение рабочих деталей коробки;
  • смазывание трущихся механизмов;
  • удаление продуктов износа (как правило, они накапливаются впоследствии в поддоне).

Как видно, от качества масла зависит много процессов в самой АКПП, а также продолжительность ее эксплуатационного срока.

Какое масло лучше для замены – оригинал или аналог

В магазинах и на авторынках есть большой выбор масел для автоматических коробок передач. Присутствуют как оригинальные жидкости, так и их аналоги – естественно, цена между ними существенно разная. Большинство малоопытных автолюбителей, желая сэкономить, отдают предпочтение аналогу, а не оригинальной продукции.

Но, что может произойти с коробкой в случае использования не оригинальных масел?

Масло-аналог – это рабочая жидкость, которая производится по технологии, схожей с той, что применяется и в процессе производства оригинальных смазок. Отличие может состоять в используемой основе масла и добавляемых к ней присадок. В результате этого на выходе может получаться жидкость, которая имеет схожие параметры с оригинальным маслом, соответствует нормам контроля, но как она поведет себя в рабочих условиях неизвестно.

Например, даже неплохое не оригинальное масло может иметь вдвое больший коэффициент теплового расширения по сравнению с оригинальным. Для автоматической коробки это, в будущем, может стать серьезной проблемой.

Для современных автомобилей применение не оригинального масла в 6-ти и 7-ступенчатых АКПП вообще недопустимо. Даже высококачественные не оригинальные жидкости приводят к нестабильной работе автоматов, посторонним шумам при переключении передач, снижению эксплуатационного срока деталей коробки.

Что касается более старых моделей АКПП, например 4-ступенчатых, то для них не столь важна оригинальность используемой жидкости. Важно чтобы заливаемое масло имело требуемые рабочие характеристики. В таких случаях допускается использование и не оригинальных смазок. Правда, не следует покупать самые дешевые, поскольку их качество явно не соответствует требуемым нормам. Даже не оригинальное масло не может стоить намного меньше оригинального. Приобретая аналог, следует ориентироваться на известные бренды и покупать жидкости в проверенных специализированных магазинах.

Нюансы замены масла АКПП

Естественно, что новое масло имеет лучшие характеристики, нежели уже отработавшее определенный ресурс. Как ни странно, но именно в этом и кроется основная опасность замены масла в АКПП. Дело в том, что новая жидкость отличается лучшими моющими свойствами, что позволяет эффективно удалять продукты естественного износа деталей с их поверхностей. Активно смывая эти продукты, масло может перенести их в гидроблок, вызвав засорение его соленоидов. Если это случается, при движении автомобиля наблюдаются рывки или задержки при переключении передач.

Учитывая сказанное выше, замену масла следует выполнять после консультаций специалистов и используя для этого только сертифицированные центры. Там есть все необходимое оборудование и опытные механики, владеющими всеми тонкостями замены масла в АКПП.

Способы замены масла в АКПП

Чтобы не нанести вреда автоматической коробке, используют несколько способов замены ее рабочей жидкости. Поэтому, важна предварительная консультация со специалистами, чтобы определиться, какой способ подойдет в тех или иных условиях.

Щадящая частичная замена

Это наиболее безопасный способ восстановить характеристики рабочей жидкости АКПП, не предусматривающий потребности демонтажа поддона и смены фильтрующего элемента. Полный объем масла в коробке составляет около 10 л, через картер может выйти только половина масла. Щадящий метод предусматривает слив около двух литров использованной жидкости, после чего заливается новая смазка. На обновленном масле автомобиль проезжает около 1 тыс. км и снова выполняется эта процедура – так несколько раз. Таким способом улучшается качество масла без его полной замены.

Этот метод предпочтителен для владельцев подержанных автомобилей с пробегом более 100 тыс. км, когда неизвестно, как и когда обслуживалась машина предыдущим владельцем. Также этот способ применяется в тех случаях, когда есть подозрения о технических проблемах коробки, но владелец не готов к выполнению ее ремонта.

Обычная частичная замена

Это распространенная методика, используемая при плановой, регламентной, замене масла в АКПП, когда нет подозрений в ее неисправности. Способ заключается в демонтаже поддона и слива всего объема масла, которое может через него стечь – это около 50% всего объема рабочей жидкости в коробке. При такой замене выполняется также и установка нового фильтрующего элемента.

Кроме регламентных работ, этот способ рекомендуется выполнять после двух щадящих замен. Такие действия позволят продлить срок эксплуатации коробки на максимально возможный срок.

Полная замена

Этот способ предусматривает полную замену имеющегося в коробке масла новой рабочей жидкостью. Для реализации этого способа требуется наличие специальной установки, которая подключается к магистралям гидроблока АКПП. Это оборудование под давлением вытесняет старое масло с коробки, закачивая на его место новую смазку. Обновление масла можно наблюдать визуально через специальные смотровые отверстия. За стеклом видно, как темное масло сменяет чистая жидкость. Чтобы полностью поменять масло потребуется на несколько литров больше жидкости, нежели вмещает в себя коробка.

Недостатком этого процесса является высокая вероятность засорения элементов гидроблока продуктами износа, которые интенсивно вымываются при замене масла. В основном станция используется, если в коробку было залито плохое масло, которое отрицательно отразилось на работе АКПП, а также в процессе сборки отремонтированной коробки, когда нужно проверить показатели пропускной способности магистралей.

Когда менять масло и какая периодичность его замены

Бытует мнение, что, если масло в АКПП потемнело, следует выполнять его замену. Но это далеко не так – бывают жидкости, которые темнеют через несколько часов после заливания в коробку, поэтому это не признак их плохого качества. А вот, если кроме потемнения масло имеет запах горелого – самое время проводить эту процедуру.

Что касается регламентной замены масла, специалисты рекомендуют выполнять ее следующим образом:

  • 80…100 тыс. км пробега в щадящем режиме – частичная замена с демонтажем поддона и заменой фильтра;
  • в дальнейшем через 40…50 тыс. км – масло обновляется, смена фильтра и снятие поддона может выполняться через раз;
  • 60 тыс. км пробега в тяжелых условиях – выполняется частичная замена масла.

Если АКПП находится в исправном состоянии, периодическая замена масла позволит восстановить его рабочие характеристики, существенно продлевая эксплуатационный ресурс агрегата. Для подуставших коробок-автоматов замена рабочей жидкости позволит на определенное время отсрочить ее капитальный ремонт.

Некоторые из автопроизводителей выпускают специальные смазки для замены оригинального масла. Их рекомендуется использовать в случае выявления некоторых проблем в работе автомата. Новая жидкость с совершенно иными характеристиками должна их устранить. Например, убираются шумы при смене передач, пропадают рывки при переключениях.

Заключение

При правильном подходе к замене масла в АКПП, эта процедура будет способствовать увеличению срока эксплуатации коробки и увеличению ее межремонтного периода. При халатном отношении к замене рабочей жидкости можно создать много проблем, которые закончатся ремонтом коробки. Чтобы это не случилось, менять масло следует только в специализированных сервисных центрах, укомплектованных специальным высокотехнологичным оборудованием и имеющих опытных специалистов.